АВТОМОБИЛЬ СЕГОДНЯ — АВТОМОБИЛЬ ВЧЕРА: БЕЗОПАСНОСТЬ, КОНСТРУКЦИЯ И ДИЗАЙН

20 апреля 2022 Образование
АВТОМОБИЛЬ СЕГОДНЯ — АВТОМОБИЛЬ ВЧЕРА: БЕЗОПАСНОСТЬ, КОНСТРУКЦИЯ И ДИЗАЙН

Студенты 2 курса Института Транспорта и Логистики ВГУЭС отправились в музей Автомотостарины с целью сравнения конструкций безопасности современных и старинных автомобилей вместе со старшим преподавателем Яценко Александром Алексеевичем в рамках дисциплины «Безопасность транспортных средств».

Александр Алексеевич рассказал о том, как за годы изменились конструкции автомобилей и мотороллеров (мопедов) в области безопасности пассажиров и водителей, находящихся в автомобиле.

         В ходе практико-ориентированного занятия студентами были рассмотрены экспонаты автомобилей прошлых лет. Проанализировав их конструкцию и комплектацию, были сделаны выводы о различии в системах безопасности с современными автомобилями.

         Пассивная безопасность

         В отличие от современных транспортных средств автомобили 100-летней давности не имели ремней безопасности и надувных подушек безопасности. Стекла были выполнены из триплекса, который при дорожно-транспортном происшествии (ДТП) распадался на мелкие осколки, наносившие ранения как водителю данного транспортного средства, так и пассажирам, находящимся внутри салона.

         При проектировании современных моделей автомобилей учитываются конструктивные особенности, такие как сминаемая рулевая колонка и лонжероны, обеспечивающие минимально необходимое пространство, в пределах которого исключают сдавливание тела человека, находящегося внутри кузова, — зона жизнеобеспечения.

         Активная безопасность

         До начала 21 века разработки велись в основном на повышение пассивной безопасности путем усовершенствования кузова и различных систем; и не безрезультатно — за полвека конструктивная безопасность автомобилей выросла в несколько раз, позволив спасти тысячи жизней.

         На представленных в музее Автомотостарины автомобилях полностью отсутствует система активной безопасности, что приводило к повышенному риску ДТП подобных автомобилей на дорогах общего пользования.

         На современных автомобилях присутствуют такие системы, как антиблокировочная система тормозов, антипробуксовочная система, система курсовой устойчивости, система распределения тормозных усилий, система экстренного торможения; система обнаружения пешеходов, электронная блокировка дифференциала, парковочная система и др., которые повышают их уровень безопасности, что снижает процент аварийности и исключает ошибки водителей при управлении автомобилем в сложных дорожных условиях.

         Экологическая безопасность

         В наше время проблема экологии стоит более остро из-за обильного роста количества транспортных средств, поэтому все больше и больше производителей задумываются об улучшении очистительных систем автомобилей. Разрабатываются новые катализаторы, системы догорания выхлопных газов, устанавливаются фильтры, применение альтернативных видов топлива, гибридных и электромобилей.

         Безопасность современного дизайна

         В отличие от современных форм автомобилей, модели того времени имели большое количество «выпирающих» элементов кузова, которые наносили более существенные травмы человеку при ДТП. (Боковые зеркала заднего вида, установленные на капоте автомобиля, выпуклые дверные ручки, носовые фигуры «Spirit of Ecstasy на Rolls-Royce», «Олень на ГАЗ-21», установленные на капоте автомобиля, хромированные металлические вставки на кузове автомобиля).

Проведенное на базе музея Автомотостарины занятие позволило более наглядно и качественно усвоить материал лекций дисциплины по вопросам активной, пассивной, послеаварийной, экологической безопасности транспортного средства

В подготовке статьи принимали участие студенты группы БТТ-20-01: Борвенко Арина, Бубнова Надежда, Веденеев Ренат, Когай Максим, Мячин Даниил, Тюрин Артем.